пʼятниця, 4 травня 2018 р.

Почему я не антисемит.


Сразу скажу, у меня нет амбиций открывать кому-то на что-то глаза и заставлять в корне менять свои взгляды. Я лишь хочу «проговорить» некоторые вещи для себя, чтобы хоть как-то структурировать мысли, вызванные эмоциями. А эмоции, связанные с «национальным вопросом», - одни из самых сильных, чему служит подтверждением текущая реакция общества. Если при этом я хоть кого-то заставлю задуматься над основанием собственных взглядов, их бессознательной подоплекой — буду считать, что прыгнул выше собственной головы.

 Так откуда растут ноги антисемитизма и почему он так живуч?

Ментальным малышам в коротких штанишках с горящим взором и глобальными претензиями трудно совладать со своими чувствами, вызванными несоответствием реальности их максималистским устремлениям. Поэтому, избегая дистресса, они изливают их на ближайший подходящий объект.
Таким удобным объектом на протяжении столетий были евреи.

Почему?


Во-первых, они были фактически беззащитны — у них не было своей земли, не было своего государства, а значит армии, политических институтов, да хотя бы элементарных возможностей для организованной самозащиты (до конца 19-го - начала 20-го века и массового создания еврейских самооборон).

Их субъектность зиждилась исключительно на традициях, - этого оказалось достаточно, чтобы выжить, но слишком мало, чтобы претендовать на что-то большее в тех условиях.

А значит, их было удобней всего бить, обвинять во всех грехах, на них в первую очередь канализировался любой народный гнев, связанный с претензиями к властям (чаще всего с молчаливого одобрения или даже поощрения этих самых властей, как в РИ конца 19 - нач. 20 вв.).

Второе - причины. Психологический механизм адаптации устроен так, что нет такой низости, совершенной вследствие аффективных реакций, которые человек не способен оправдать, чтобы дальше жить в мире с самим собой. Возьмите для примера хитроумную «мораль» преступного мира, в ней всё человеческое вывернуто наизнанку, тем не менее, ей не откажешь в некой стройности и, пусть извращенной, но логике.
 Так и здесь и в остальном: в ход идут самые хитроумные и нелепые объяснения и обоснования своих действий, которые легко корректируются в зависимости от обстоятельств. Такая лабильность - один из эффективных способов выживания, но и возможный источник проблем, если дальше не следует коррекция поведения, убирающая источник аффекта.

Я не буду сейчас отдельно останавливаться на перечне черносотенных претензий к евреям — они и так всем известны. Какие из них можно воспринимать всерьёз — каждый решает в меру своего развития.


В психологии есть такой термин как перенос. У Юнга есть хорошая работа на эту тему «Психология переноса». Коротка цитата из Вики (не из Юнга), а потом мой комментарий:


«Поскольку процесс переноса большей частью является бессознательным, пациент не воспринимает различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызывать состояние дистресса».

Почему евреи оказались самым удобным объектом для такого рода манипуляций?

1 - они были рядом
2 - они были другими (другая религия, другой быт, в некоторых случаях явно отличающаяся внешность и т. д.)
3 — они жили обособленно (что усиливает влияние п.2)
4 — они были практически беззащитны

Убери из этого списка любой пункт и конструкция теряет свою устойчивость.

Еврейские погромы были привычным делом для Европы со времен средневековья, но не случайно именно русское слово «погром» стало нарицательным во многих языках. Фактический водораздел в этом отношении произошел только после Второй Мировой войны. Так что слишком мало времени прошло, чтобы фантомные боли исчезли совсем.


  Для лучшего понимания проведу аналогию из межличностных отношений. Возьмем «воспетые» в анекдотах отношения зять-тёща. Весь этот фольклор вырос на реальных проблемах, произрастающих из тех же корней. Теща точно так же представляет собой оптимальный объект для проецирования зятем негатива из его отношений с любимой женщиной. Ведь, когда проходит первая влюбленность, постепенно «открываются глаза» и начинаешь лучше видеть и больше раздражаться на некоторые недостатки человека. В идеале, желательно осознать реальный источник этого раздражения, вместе проговорить причины и совместно найти оптимальный способ решения такой проблемы. Взрослые сознательные люди, любящие друг друга, постепенно «притираются», в конечном итоге многие недостатки начинают восприниматься как милые особенности. Это в идеале и когда для такого решения присутствуют необходимые условия.

Но наш и так перегруженный мозг чаще всего настроен на поиск простейшего пути, подобно воде, стекающей в ложбину. Теперь представьте, что вы живете в одном доме или квартире с тещей и с женой отношения не ладятся. На кого будет автоматически (т. е. неосознанно) переноситься большая часть негатива, связанная с любимым человеком? — правильно, на ближайшего родственника того же пола, который к тому же удачный объект для таких же проекций со стороны комплексов, связанных с матерью.


А теперь немного о том, почему кто-то испытывает потребность в такого рода претензиях.
Как правило, антисемитские (шире — ксенофобские) настроения больше всего процветают в местах, где у людей мало перспектив и узкий горизонт. Вся накапливающаяся десятилетиями неудовлетворенность жизнью и гнетущая атмосфера требует выхода. В идеале надо бы самоорганизоваться в партию, сформулировать приемлемые политические требования, нацеленные на решение существующих проблем, а не поиск виноватых, и пытаться решать их через доступные политические институты. Если все совсем плохо и наличные политические институты в корне противны устремлениям общества — никто не в состоянии отнять право на вооруженное восстание у решительных и знающих свои цели людей — История тому свидетель.

 Но это сложно.

Проще намотать сопли на кулак и пойти громить евреев или на кого там подходящего для этих целей ещё укажет вождь. А вожди эти, как правило, несколько умнее своих рядовых последователей и смотрят на тех свысока, как на баранов, которым нужен пастух. Эти последователи для них лишь средство для самореализации, не более, возможность торговать своим влиянием. В том числе в угоду существующей политической элите, которую они так ненавидят на словах. Так кто после этого низкий торгаш?

В том числе и поэтому я не антисемит. Хотя вся эта аргументация и вовсе не нужна, если вас с рождения научили не есть говно. А ещё лучше, когда вам это диктует инстинкт.


Немає коментарів:

Дописати коментар

Рекомендована публікація

Практика политического движения. Проект "ДІЙ!"

Около полутора лет тому назад читая статью о панк-движении, я узнал, что ныне набирающая популярность концепция DIY (Do It Yourself – б...