субота, 15 жовтня 2016 р.

Флаг Украины. Так "ЖОВТО-БЛАКИТНИЙ" или "СИНЕ-ЖЕЛТЫЙ"? Ч.2

Продолжение статьи. Начало здесь:


В финале первой части этой статьи я обещал рассмотреть дополнительные варианты трактовки размещения цветов нашего флага с точки зрения символизма Книги Перемен, древнекитайского гадательного текста, который со временем сформировался, как своего рода философская система.

Сразу скажу, я не собираюсь рассматривать все возможные варианты, выделю только наиболее, по моему мнению, жизнеспособные, чтобы сохранить хоть какую-то компактность изложения. Кому интересно узнать больше — продолжайте исследования самостоятельно. Вдумчивое чтение «И Цзин» - точно не потерянное впустую время. Я ТАК думаю.

Итак, предлагаемое сторонниками движения «поверни прапор» размещение цветов с желтым наверху и синим внизу можно также рассматривать как солнце над водой или солнце в небе (вспомним, что по геральдическим правилам цвет изображения на флаге считается основным и размещается вверху, а цвет фона соответственно внизу. Именно отсюда ведёт происхождение идея размещать желтый цвет вверху, которую в своё время вроде как реализовал Михаил Грушевский. Связано это с тем, что одно из первых упоминаний желто-синего сочетания на знамёнах земель, сегодня входящих в состав Украины, относится к изображению взбирающегося на скалу желтого(золотого) льва на синем фоне на штандарте Львовской земли, представители которой принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве в составе объединенных сил Королевства Польского и Великого княжества Литовского, Руського и Жемайтийского. А, как я уже упоминал, по геральдическим правилам цвет изображения, как основной, размещается сверху, в противовес цвету фона).


Рассмотрим первый вариант: солнце над водой. В «И Цзин», она же «Книга(Канон) Перемен», солнце в качестве символа для триграмм не используется. Его естественным аналогом по понятным причинам может выступить только «Ли» - Огонь. Хотя ему соответствует не жёлтый, а красный или красно-оранжевый, реже оранжевый цвет. К слову, с недавних пор на изображениях флага Украины стал всё-чаще использоваться насыщенный цвет, который можно назвать скорее «желто-гарячим»(ближе к оранжевому), чем желтым. В связи с этим, я хочу заострить внимание читателя на ещё одном важном моменте — давно пора как-то канонизировать цвета, используемые в нашей государственной символике, а то спектр синего здесь колеблется от голубого до тёмно-синего, а жёлтого — от лимонно-желтого до почти оранжевого. Пора бы определиться и обозначить рамки.

Но вернёмся к «И Цзин». Учитывая вышесказанное, мы приходим к гексаграмме №64 «Вэй цзи» (Ещё не конец), которая состоит из двух триграмм: внизу «Кань»(Погружение), образом для которой служит вода, и вверху «Ли»(Сцепление) — образ для которой — огонь.

Перед тем как давать комментарий Юлиана Константиновича Щуцкого ко всей гексаграмме, хотел бы обратить внимание читатели на афоризмы-коментарии к некоторым отдельным чертам:

На третьей позиции прерванная черта (в терминологии И Цзин «шестёрка»):
«Шестёрка третья. Ещё не конец. - Поход — к несчастью. Благоприятен брод через великую реку».

И афоризм к четвёртой черте, целой:
«Девятка четвёртая. Раскаяние исчезает. /При/ потрясении надо напасть на страну бесов, /и через/ три года будет похвала от великого царства».

Опять же, метафоричность этих высказываний довольно красноречива по отношению к нашей ситуации, поэтому в моём комментарии не нуждается.

Итак. Обратимся к комментарию Щуцкого ко всей гексаграмме:
«Ситуации разворачиваются так, что, наконец, наступает хаос, но он рассматривается не как распад созданного, а как бесконечность, возможность бесконечного творчества все вновь и вновь. Не как нечто отрицательное выступает здесь хаос, а как среда, в которой может быть создано нечто совершенно новое. Безусловно, это новое творчество должно пройти по законам (и с точки зрения авторов "Книги Перемен", по тем же законам, который были указаны выше). В этом усматривается цикличность в "Книге Перемен". В последнюю минуту в этой последней ситуации "Книга Перемен", точно напутствие, дает указание, что здесь может произойти и чего надо остерегаться. Самое важное здесь - это наличие полноты сил. Лучше, если их будет больше, чем надо, чем если их не хватит в последнюю минуту, ибо если бы их не хватило в последнюю минуту, то ничего благоприятного нельзя было бы ожидать. Вот почему текст говорит здесь:
«Еще не конец. Свершение. Молодой лис почти переправился. Если вымочишь хвост, то не будет ничего благоприятного»».

В связи с подчеркнутым текстом, хочу напомнить читателю свою статью «Об уходе с радаров Путина и особенностях украинского менталитета»: http://my.obozrevatel.com/politics/75981-ob-uhode-s-radarov-putina-i-osobennostyah-ukrainskogo-mentaliteta.htm
где есть такие слова, которые созвучны высказанной здесь мысли:

«И, возвращаясь к названию статьи, я хотел бы обратить внимание на одну особенность нашего менталитета, которая мешала нам до сих пор оформиться в единую и сильную политическую нацию. Мы часто теряем концентрацию в шаге от желанной цели. Те, кто интересуется футболом, могут вспомнить не один момент, когда наши команды проигрывали в результате преждевременной расслабленности на последних минутах матчей. Или же, "разбазаривали" преимущество, полученное в результате начальных успешных действий. Чего стоит проигрыш французам во втором стыковом матче на отборе к ЧМ в Бразилии, после феерической победы в первом. И подобных примеров множество, и не только в спорте, к сожалению. Мы не имеем право допустить подобное в этой войне. Это будет предательством и по отношению к погибшим на Майдане и к тем, кто сложил свои головы в боях на Донбасе и, что самое страшное, по отношению к нашим потомкам».

Отдельно я хотел бы выделить комментарий к четвёртой позиции (черте) гексаграммы «Вэй цзы». И, как и в предыдущей части этой статьи, снова предлагаю расширить понятие личности до отдельного государства и рассмотреть эти рекомендации применительно ко всему государству Украина, как совокупности населяющих его граждан, именно граждан, а не населения. Я часто использую этот приём в качестве упрощения, для того, чтобы через взаимоотношения людей лучше понять взаимодействия государств:

«Необходимым условием работы, которая может быть предпринята на данной позиции, является та стойкость, которая свидетельствует о полноте сил. Только она может привести к удачному исходу. Но эта стойкость имеет перед собою не спокойную среду, а возбужденный хаос, и именно против него должен здесь выступать человек. Пусть его ожидают большие труды, пусть долгий срок он будет вынужден бороться, но если он будет, сохраняя стойкость, продолжать борьбу, то все в мире, весь мир, зашифрованный в образе великого царства, одобрит его деятельность. Против всех сил тьмы должен выступить он здесь. И "Книга Перемен" советует ему:
«Сильная черта на четвертом месте. Стойкость - к счастью. Раскаяние исчезнет. При потрясении надо напасть на страну бесов. И через три года будет похвала от великого царства».

Важный нюанс. Мы уже говорили, что каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм, которое собственно и характеризует определённую ситуацию. При этом нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему, к созидаемому, а верхняя — к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся. Описываемая гексаграммой ситуация, о чём мы тоже говорили, не статична, она развивается от нижней черты к верхней, чтобы в пределе перейти в следующую. В таком развитии четвёртая черта являет собой выход наружу, проявление накапливавшегося потенциала во внешний мир. И, по-моему, именно афоризм и комментарий к четвёртой черте соответствует сегодняшнему моменту, когда Украина становится наконец-то субъектом мировой политики, а не просто объектом чьих-либо интересов.

Теперь коротко о ещё одной возможной интерпретации расположения цветов с жёлтым наверху и синим снизу: это солнце на небе. Т.е. сверху триграмма «Ли» Сцепление (символ : Огонь), а снизу триграмма «Цянь» - Творчество (символ: Небо). Так мы получаем гексаграмму №14 «Да ю»: «Владение многими». Или в другой интерпретации: «Обладание великим».

И снова я приведу комментарий Щуцкого ко всей гексаграмме полностью, так как он хорошо выражает ситуацию в Украине после Революции Достоинства. Только, к сожалению, не такой, как она есть, а такой, какой она могла и должна бы быть, особенно, учитывая все жертвы, через которые проходит украинский народ на пути к своей настоящей независимости:

«После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие препятствия на их пути развития невозможны, и развитие идет так, как оно изначально задумано. Это выражение и в символике гексаграммы, где пятая слабая черта является центром тяготения всех остальных черт. Она обладает ими всеми. Это и есть обладание великим, т.е. всеми элементами света. Они действуют все сообща, поэтому, как и в предыдущей ситуации, совместимость действия здесь особо подчеркивается. Здесь же идет речь лишь о том, что в данной ситуации, несмотря на ее благоприятность, все же необходима ПОЛНАЯ АКТИВНОСТЬ. Только тогда в конкретных условиях отдельных позиций может происходить то, о чем говорит основной текст гексаграммы: «Обладание великим. Изначальное развитие».».

Что это, как не дорожная карта реформ в Украине? К сожалению, её реализация очень далека от совершенства.

В заключительной части статьи поговорим о моём отношении к идее изменения флага, а также вариантах её реализации.










Немає коментарів:

Дописати коментар

Рекомендована публікація

Практика политического движения. Проект "ДІЙ!"

Около полутора лет тому назад читая статью о панк-движении, я узнал, что ныне набирающая популярность концепция DIY (Do It Yourself – б...