Продолжение
статьи. Начало здесь:
В
финале первой части этой статьи я обещал
рассмотреть дополнительные варианты
трактовки размещения цветов нашего
флага с точки зрения символизма Книги
Перемен, древнекитайского гадательного
текста, который со временем сформировался,
как своего рода философская система.
Сразу
скажу, я не собираюсь рассматривать все
возможные варианты, выделю только
наиболее, по моему мнению, жизнеспособные,
чтобы сохранить хоть какую-то компактность
изложения. Кому интересно узнать больше
— продолжайте исследования самостоятельно.
Вдумчивое чтение «И Цзин» - точно не
потерянное впустую время. Я ТАК думаю.
Итак,
предлагаемое сторонниками движения
«поверни прапор» размещение цветов с
желтым наверху и синим внизу можно также
рассматривать как солнце над водой или
солнце в небе (вспомним, что по
геральдическим правилам цвет изображения
на флаге считается основным и размещается
вверху, а цвет фона соответственно
внизу. Именно отсюда ведёт происхождение
идея размещать желтый цвет вверху,
которую в своё время вроде как реализовал
Михаил Грушевский. Связано это с тем,
что одно из первых упоминаний желто-синего
сочетания на знамёнах земель, сегодня
входящих в состав Украины, относится к
изображению взбирающегося на скалу
желтого(золотого) льва на синем фоне на
штандарте Львовской земли, представители
которой принимали участие в знаменитой
Грюнвальдской битве в составе объединенных
сил Королевства Польского и Великого
княжества Литовского, Руського и
Жемайтийского. А, как я уже упоминал, по
геральдическим правилам цвет изображения,
как основной, размещается сверху, в
противовес цвету фона).
Рассмотрим первый вариант: солнце
над водой. В «И Цзин», она же «Книга(Канон)
Перемен», солнце в качестве символа для
триграмм не используется. Его естественным
аналогом по понятным причинам может
выступить только «Ли» - Огонь. Хотя ему
соответствует не жёлтый, а красный или
красно-оранжевый, реже оранжевый цвет.
К слову, с недавних пор на изображениях
флага Украины стал всё-чаще использоваться
насыщенный цвет, который можно назвать
скорее «желто-гарячим»(ближе к оранжевому),
чем желтым. В связи с этим, я хочу заострить
внимание читателя на ещё одном важном
моменте — давно пора как-то канонизировать
цвета, используемые в нашей государственной
символике, а то спектр синего здесь
колеблется от голубого до тёмно-синего,
а жёлтого — от лимонно-желтого до почти
оранжевого. Пора бы определиться и
обозначить рамки.
Но
вернёмся к «И Цзин». Учитывая вышесказанное,
мы приходим к гексаграмме №64
«Вэй цзи» (Ещё не конец), которая состоит
из двух триграмм: внизу «Кань»(Погружение),
образом для которой служит вода, и вверху
«Ли»(Сцепление) — образ для которой —
огонь.
Перед тем как давать комментарий
Юлиана Константиновича
Щуцкого ко всей гексаграмме,
хотел бы обратить внимание читатели на
афоризмы-коментарии к некоторым отдельным
чертам:
На
третьей позиции прерванная черта (в
терминологии И Цзин «шестёрка»):
«Шестёрка третья. Ещё не
конец. - Поход — к несчастью. Благоприятен
брод через
великую реку».
И
афоризм к четвёртой черте, целой:
«Девятка
четвёртая. Раскаяние исчезает. /При/
потрясении надо напасть на страну бесов,
/и через/ три года будет похвала от
великого царства».
Опять
же, метафоричность этих высказываний
довольно красноречива
по отношению к нашей
ситуации, поэтому в моём
комментарии не нуждается.
Итак.
Обратимся к комментарию Щуцкого ко
всей
гексаграмме:
«Ситуации
разворачиваются так, что, наконец,
наступает хаос, но он рассматривается
не как распад созданного, а как
бесконечность, возможность бесконечного
творчества все вновь и вновь. Не
как нечто отрицательное выступает здесь
хаос, а как среда, в которой может быть
создано нечто совершенно новое.
Безусловно, это новое творчество должно
пройти по законам (и с точки зрения
авторов "Книги Перемен", по тем же
законам, который были указаны выше). В
этом усматривается цикличность в "Книге
Перемен". В последнюю минуту в этой
последней ситуации "Книга Перемен",
точно напутствие, дает указание, что
здесь может произойти и чего надо
остерегаться. Самое важное здесь - это
наличие полноты сил. Лучше, если
их будет больше, чем надо, чем если их
не хватит в последнюю минуту,
ибо если бы их не хватило в последнюю
минуту, то ничего благоприятного нельзя
было бы ожидать. Вот почему текст говорит
здесь:
«Еще
не конец. Свершение. Молодой лис почти
переправился. Если вымочишь хвост, то
не будет ничего благоприятного»».
В
связи с подчеркнутым текстом, хочу
напомнить читателю свою статью «Об
уходе с радаров Путина и особенностях
украинского менталитета»:
http://my.obozrevatel.com/politics/75981-ob-uhode-s-radarov-putina-i-osobennostyah-ukrainskogo-mentaliteta.htm
где
есть такие слова, которые созвучны
высказанной
здесь мысли:
«И,
возвращаясь к названию статьи, я хотел
бы обратить внимание на одну особенность
нашего менталитета, которая мешала нам
до сих пор оформиться в единую и сильную
политическую нацию. Мы часто теряем
концентрацию в шаге от желанной цели.
Те, кто интересуется футболом, могут
вспомнить не один момент, когда наши
команды проигрывали в результате
преждевременной расслабленности на
последних минутах матчей. Или же,
"разбазаривали" преимущество,
полученное в результате начальных
успешных действий. Чего стоит проигрыш
французам во втором стыковом матче на
отборе к ЧМ в Бразилии, после феерической
победы в первом. И
подобных примеров множество, и не только
в спорте, к сожалению. Мы не имеем право
допустить подобное в этой войне. Это
будет предательством и по отношению к
погибшим на Майдане и к тем, кто сложил
свои головы в боях на Донбасе и, что
самое страшное, по отношению к нашим
потомкам».
Отдельно
я хотел бы выделить комментарий к
четвёртой позиции (черте) гексаграммы
«Вэй цзы». И, как и в предыдущей части
этой
статьи,
снова
предлагаю расширить
понятие
личности до
отдельного
государства
и рассмотреть эти
рекомендации
применительно ко
всему государству Украина,
как совокупности населяющих его
граждан, именно граждан, а не населения.
Я
часто использую этот приём в качестве
упрощения, для того, чтобы через
взаимоотношения людей лучше
понять взаимодействия государств:
«Необходимым
условием работы, которая может быть
предпринята на данной позиции, является
та стойкость, которая свидетельствует
о полноте сил. Только она может привести
к удачному исходу. Но эта стойкость
имеет перед собою не спокойную среду,
а возбужденный хаос, и именно против
него должен здесь выступать человек.
Пусть его ожидают большие труды, пусть
долгий срок он будет вынужден бороться,
но если он будет, сохраняя стойкость,
продолжать борьбу, то все в мире, весь
мир, зашифрованный в образе великого
царства, одобрит его деятельность.
Против всех сил тьмы должен выступить
он здесь. И "Книга Перемен" советует
ему:
«Сильная
черта на четвертом месте. Стойкость - к
счастью. Раскаяние исчезнет. При
потрясении надо напасть на страну бесов.
И через три года будет похвала от великого
царства».
Важный
нюанс. Мы
уже
говорили,
что каждая гексаграмма может рассматриваться
как сочетание двух триграмм, которое
собственно и характеризует определённую
ситуацию. При этом нижняя триграмма
относится к внутренней жизни, к
наступающему, к созидаемому, а верхняя
— к внешнему миру, к отступающему, к
разрушающемуся. Описываемая гексаграммой
ситуация, о
чём мы тоже говорили,
не статична, она развивается от нижней
черты к верхней, чтобы в пределе перейти
в следующую. В таком развитии четвёртая
черта являет
собой выход наружу, проявление
накапливавшегося потенциала во внешний
мир. И, по-моему, именно афоризм и
комментарий к четвёртой черте соответствует
сегодняшнему моменту, когда Украина
становится наконец-то субъектом мировой
политики, а не просто объектом чьих-либо
интересов.
Теперь
коротко о ещё одной возможной интерпретации
расположения
цветов с жёлтым наверху и синим снизу:
это солнце на небе. Т.е. сверху триграмма
«Ли» Сцепление (символ : Огонь), а снизу
триграмма «Цянь» - Творчество (символ:
Небо). Так мы получаем гексаграмму №14
«Да ю»: «Владение многими». Или в другой
интерпретации: «Обладание великим».
И
снова я приведу комментарий Щуцкого
ко всей гексаграмме полностью,
так как он хорошо выражает ситуацию в
Украине после Революции Достоинства.
Только, к сожалению, не такой, как она
есть, а такой, какой она могла и должна
бы быть, особенно, учитывая все жертвы,
через которые
проходит
украинский народ на пути к своей
настоящей
независимости:
«После
уничтожения упадка и совместного
действия единомышленников все оказывается
в их руках. Они сообща обладают великим.
Поэтому никакие препятствия на их пути
развития невозможны, и развитие идет
так, как оно изначально задумано. Это
выражение и в символике гексаграммы,
где пятая слабая черта является центром
тяготения всех остальных черт. Она
обладает ими всеми. Это и есть обладание
великим, т.е. всеми элементами света.
Они действуют все сообща, поэтому, как
и в предыдущей ситуации, совместимость
действия здесь особо подчеркивается.
Здесь же идет речь лишь о том, что в
данной ситуации, несмотря на ее
благоприятность, все же необходима
ПОЛНАЯ
АКТИВНОСТЬ.
Только тогда в конкретных условиях
отдельных позиций может происходить
то, о чем говорит основной текст
гексаграммы: «Обладание великим.
Изначальное развитие».».
Что
это, как не дорожная
карта реформ в Украине? К сожалению, её
реализация очень далека от совершенства.
В
заключительной части статьи поговорим
о моём отношении к идее изменения флага,
а также вариантах её реализации.
Немає коментарів:
Дописати коментар