Все
в той или иной мере ощущают, что мир на
пороге глобальных перемен. Что моральные,
социальные, а главным образом, религиозные
нормы, которые поддерживали его в
относительном равновесии последние
пару тысячелетий, всё менее отвечают
запросам современной реальности, вектору
её развития. И самым глобальным следствием,
и в то же время базовой причиной этих
изменений (цепная реакция) является
гиперболический рост населения, а также
вызовы, связанные с дальнейшим развитием
этой тенденции.
Мы иногда склонны недооценивать
влияние на нас природных факторов,
особенно это касается жителей больших
городов, где концентрируется все больше
населения в рамках процессов урбанизации.
Которое живёт в отрыве от природы, мало
связано с её цикличностью и обитает в
мире социальных связей и виртуальной
реальности информационных потоков. Но
природа так или иначе пытается взять
своё, по-крайней мере, так будет, пока
человек остаётся человеком в принятом
на данный момент понимании (а футурологи
и новаторы, вроде известных учёного-физика
Мисио Каку и бизнесмена Илона Маска,
пророчат нам постепенную интеграцию
(слияние) с машиной, при чем это не вопрос
отделенного будущего — это процесс
идёт уже сейчас).
Отсюда состояние психологической
неустойчивости, постоянной тревожности,
присущее современным, в первую очередь
городским, жителям, которое сигнализирует
о том, что внутренние установки находятся
в дисгармонии с окружающей реальностью,
не обеспечивают адекватные этой
реальности модели социального поведения,
происходит размывание общественных
императивов.
Промежуточное
резюме: гиперболический рост населения
и взаимосвязанное с ним взрывное развитие
технологий порождает то лихорадочное
состояние, которое становится привычным
для цивилизованного человека, является
источником его постоянной тревожности
и связанной с этим состоянием невротической
активности . Складывается впечатление,
что сознание не успевает адаптироваться
к изменениям внешнего мира, более того,
такая адаптация крайне неоднородна,
что приводит к поляризации человеческого
общества.
Глобализация,
толерантность, открытость и другие
категории, которые связывают с либеральными
ценностями Западного мира, первую
очередь современной Европы — развились
в рамках концепции, которая формирует
вектор развития сложных систем, в
качестве которых можно рассматривать
современные государства, и нацелены на
сохранение их жизнеспособности и
позволяют встроить их в новую парадигму
мирового порядка. Глупо полагать, что
они возникли на ровном месте, в результате пустых фантазий футурологов, социальных
философов и политиков.
Проблема в том, что многие не поспевают
за такими стремительными изменениями,
поэтому не понимают и боятся их, у них
срабатывает естественная защитная
реакция — попытка закрыться, отгородиться
от непонятного, а значит пугающего. Они
опасаются того, что не впишутся в новые
отношения, так же как этого боялись в
своё время луддиты в Англии. Большинство
населения инертное и настороженно
относится к переменам (кстати, именно
по этой причине многие не принимали
Майдан в Украине, даже если и были
согласны с тем, что политика Януковича
была губительной для страны). И это
нормально, пока работает в качестве
предохранителя против резких скачков
в крайности, которые могут приводить к
катастрофическим последствиям.
Но
в то же время, когда мера не соблюдается,
такая позиция тормозит развитие, ведет
к консервации системы, постепенной
утрате адаптивности, гниению и распаду.
Именно
на чувствах таких людей играют политики,
вроде Путина, Трампа или европейских
ультраправых. Здесь мало места для
идеологии и ценностей. Для них это
выигрышная стратегия, основанная на
циничном расчёте, потому, как я уже
сказал выше и по понятным причинам,
таких людей большинство, а значит именно
их поддержка может обеспечить победу
на выборах и власть. Более того, этими
людьми легче манипулировать, апеллируя
к архаичным страхам и внушая ложные
надежды, что действует безотказно, как
мы можем наблюдать на примере РФ-ии, недавних выборов в США и Брексит. С массовым
сознанием работают кувалдой, а не
скальпелем, поэтому здесь забористые
лозунги оказываются уместней любых
логических конструкций.
Первый
стремится расшатать и демонтировать
сложившийся после развала Союза
миропорядок и вернуться к статус-кво
биполярного мира, в условиях которого
он вырос и внутри которого чувствовал
себя комфортно, как и большинство
россиян, а также многих жителей
постсоветского пространства.
Подобным образом и второй хочет вернуть
Америку к ценностям, на которые та
опиралась наращивая своё могущество,
будучи во власти иллюзии, что механизмы,
хорошо работавшие тогда, сработают и
сейчас. Его, похоже, не смущает, что те
ценности уже мало соответствуют условиям
изменившегося мира, изменившегося в
первую очередь благодаря развитию
информационных технологий и средств
коммуникаций, как транспортных, так и
электронных.
В
своё время подобный путь консервации,
замыкания на себе, выбрал Китай, пытаясь
таким образом защитить себя от вторжения
тех, кого китайцы считали варварами.
Это даже позволило им просуществовать
в таком виде достаточно долго, но и
сильно затормозило их развитие. В
конечном итоге сделало беззащитными в
изменившихся условиях. Когда же
дальнейшее пребывание в изоляции стало
невозможным, хрупкое равновесие системы
рухнуло под напором внешнего мира. Уже
с катастрофическими последствиями для
империи. Европейцы после Второй Мировой
войны извлекли урок из истории и предпочли
не держаться за территориальные
приобретения, а поддерживать свое
влияние в первую очередь экономическими
и гуманитарными способами, заложив
таким образом основу для реализации
современной концепции открытого мира
(или общества, в терминологии Бергсона
и Поппера), которая сейчас проверяется
на прочность вышеназванными политиками
и силами, их поддерживающими.
Отдельно
хочется коснуться статьи С.П. Капицы,
которая, собственно, подтолкнула меня
к этим размышлениям:
В своей статье ученый ссылается на
теорию Мальтуса с её экспоненциальным
ростом населения (основанной на логичном
и понятной предпосылке, что этот рост
определяется тем, сколько людей уже
живет на планете, рожает и воспитывает
детей). Он ограничен доступностью
ресурсов, например, еды. Хотя, на самом
деле, кривая роста носит гиперболический
характер, а экспоненциальной зависимости
больше подчиняется скорость этого
роста:
В
этом отношении в статье у Капицы
присутствуют некоторые математические
неточности, которые заметны даже мне,
не математику. Например, он пишет:
«Гораздо
важнее, что такая формула (для
гиперболического роста) отлично описывает
рост человечества в прошлом. А это
значит, что скорость роста всегда была
пропорциональна не числу живущих на
земле людей, а квадрату этого числа».
Хотя,
человеку, знакомому с математикой, из
этих графиков и предыдущих слов Капицы,
очевидно обратное: РОСТ популяции
пропорционален квадрату числа живущих
на земле людей (что и выражается
гиперболической функцией), а СКОРОСТЬ
этого роста пропорциональна количеству
людей (этот факт выражает экспоненциальная
функция).
Это
означает, что развитие процесса
определяется не числом участников, а
количеством связей между ними (примером
такого процесса могут служить реакции
второго порядка в физике и химии - как
цепная ядерная реакция). Проиллюстрирую:
Отмечается
закономерность, что, чем больше масса
тела живого организма, тем меньше особей
в популяции. Грубо говоря, слонов мало,
мышей много, как написал С.Капица.
Далее он отмечает: если провести аналогию
с другими видами, то при весе около ста
килограммов нас должно быть порядка
сотен тысяч. А человечество более
многочисленно в сто тысяч раз.
Вот
как объясняется этот феномен в его
статье, и я с этим объяснением согласен
(чтобы не пересказывать чужие слова
своими, лучше здесь, и далее в подобных
случаях, буду цитировать) :
«Наше развитие заключается в знании – это и есть главный ресурс человечества. Поэтому говорить о том, что наш рост ограничен истощением ресурсов, – это очень грубая постановка вопроса. В отсутствие дисциплинированного мышления появляется очень много всевозможных страшилок.
Например, пару десятилетий назад всерьез говорили об истощении запасов серебра, которое используется для изготовления кинопленки: якобы в Индии, в Болливуде, снимается столько фильмов, что скоро все серебро на земле уйдет в эмульсию этих кинолент. Так бы, возможно, и было, но тут изобрели магнитную запись, которая вообще не требует серебра. Такие оценки – плод спекуляций и звонких фраз, которые призваны поразить воображение, – несут лишь пропагандистскую и алармистскую функцию».
Здесь
я хочу сделать одно важное уточнение.
Коммуникация, как обмен некой информацией
(не обязательно вербальной или текстовой)
не всегда способствует росту знания и
сейчас это особенно очевидно, если
проанализировать работу СМИ, различные
публикации (и не только в Интернете) и
т. д. - которые генерируют громадное
количество фейков.
Если раньше обмен информацией больше
коррелировал с обменом знаниями, то в
последнее время, а особенно это заметно
в эпоху так называемого постмодерна
(а сейчас заговорили и вовсе про эпоху
«постправды») эта связь стремительно
теряет свою устойчивость. Из потока
информационного шума всё сложнее извлечь
знание, смысл прячется гораздо глубже,
чем в условиях недостатка информации,
о чем я уже говорил в одной из своих
предыдущих статей.
По моему мнению, это следствие диспропорции
между взрывным развитием коммуникационных
возможностей и медленным ростом знаний
и напрямую связано с фактом торможения,
начиная с 60-х годов, роста популяции, а
также является одним из факторов этого
торможения.
Немає коментарів:
Дописати коментар