Заключительная и самая важная статья всей серии, квинтэссенция теории полководца древности, содержащая в потенциале все его дальнейшие мысли.
Впервые была опубликована мною в конце января 2016 года (я тогда разбил её на две части):
Итоговые размышления.
Завершить
свой цикл «Китайская военная стратегия
и военные действия в Украине» я хочу,
как это ни странно, анализом первой
главы трактата Сунь- цзы «Искусство
войны».
Почему первого?
Да потому, что
она наиболее концептуально завершённая
и является квинтэссенцией всех дальнейших
рассуждений великого китайца. В своих
последующих мыслях он даёт более
развёрнутые пояснения понятий и
концепций, обозначенных в этой первой
главе. И, я считаю, что сейчас, в момент
относительного и тревожного «затишья»
в боевых действиях на Донбассе, самое
время, чтобы подвести промежуточные
итоги военного противостояния в Украине,
а также проанализировать стратегию
Кремля по «усмирению» Украины, которая
вызревала с момента обретения
независимости, но зримые и конкретные
черты стала обретать после Оранжевой
революции, когда в Кремле осознали, что
наша страна близка к прохождению точки
невозврата на своём пути вне орбиты
российского общественно-политического
и экономического доминирования на своих
просторах.
Самой болевой точкой этого
дискурса была и остается база Черноморского
флота в Крыму.Надеюсь,
у тех немногочисленных моих читателей,
кто прочёл остальные статьи этой серии,
хватит терпения, чтобы дочитать до конца
и эту, несмотря на некоторые трудности,
которые могут возникнуть с восприятием
написанного в том числе из-за несовершенства
изложения.
Но
вернёмся к трактату Сунь-цзы. Сжато и
понятным современному читателю языком
доктрину великого китайца изложил
Николай Конрад — известнейший советский
синолог, переводчик и комментатор
трактата «Искусство войны»:
«В
основе концепции Суньцзы лежит управление
врагом, создающее возможности легкой
победы.
Ради этого он составляет классификацию
типов местности и их использования;
выдвигает различные способы распознавания,
управления и ослабления врага;
концептуализирует тактическую ситуацию
в терминах многочисленных взаимоопределяющих
элементов; выступает за использование
как общепринятых (чжэн), так и странных
(ци) войск для достижения победы. Врага
заманивают в ловушки выгодой, его лишают
храбрости, ослабляя и изматывая перед
атакой; проникают в его ряды войсками,
неожиданно собранными в самых уязвимых
его местах. Армия
должна всегда вести себя активно, даже
занимая оборону, чтобы создать и
использовать момент тактического
преимущества, который обеспечит победу.
Избежание столкновения с большими
силами свидетельствует не о трусости,
а о мудрости, ибо принесение себя в
жертву никогда и нигде не является
преимуществом».
Я
специально выделил жирным шрифтом
слова, особенно важные, по моему мнению,
для наших принимающих решения и
разрабатывающих стратегию военных.
Потому как Генштаб, о чём я говорил в
одной из предыдущих статей, должен
обладать определённой оперативной
свободой в разработке и воплощении
своих решений, а не стоять в позе «чего
изволите» перед политическим руководством
страны. Понятное дело, что строго в
рамках своих, ограниченных законом,
полномочий. Подробнее, в моей предыдущей
публикации здесь:
Единственное, что
здесь требует комментария, так это
замысловатое определение «общепринятых»
и «странных» (я бы сказал, основных и
вспомогательных) войск. Под общепринятыми
сегодня можно понимать основные рода
войск: Сухопутные войска, ВВС, ВМС. Под
«странными» - подразделения, которые
даже в случаях, когда являются (или могут
номинально являться) частью основных
родов, но предназначены для выполнения
специальных задач и обладают определённой
автономией: это в первую очередь
всевозможный спецназ, или commandos
(например,
подразделения
боевых пловцов в структуре ВМС):
,это
и всевозможные службы разведки,
спецподразделения высокомобильных
десантных войск, и подразделения РЭБ и
РЭР и другие.
Например,
с недавних пор всё большую актуальность
получают методы ведения войны в
киберпространстве, а также ССО (Силы
Специальных Операций):
Более того, после
масштабных ужасов Второй Мировой
«удельный вес» различных сил специального
назначения в процессе формирования
военного превосходства только возрастает.
Но
всё это лишь инструменты в руках умелых
стратегов. Но какие факторы являются
ключевыми для разработки эффективной
стратегии? Ответ на этот вопрос и
составляет суть трактата «Искусство
войны».
«1.
Сунь-цзы сказал: война – это великое
дело для государства, это почва жизни
и смерти, это путь существования и
гибели. Это нужно понять.
2.
Поэтому в ее основу кладут пять явлений.
3.
Первое – Путь
, второе – Небо
, третье – Земля
, четвертое – Полководец
, пятое – Закон
.
Путь
– это когда достигают того, что мысли
народа одинаковы с мыслями правителя,
когда народ готов вместе с ним умереть,
готов вместе с ним жить, когда он не
знает ни страха, ни сомнений.
Небо
– это свет и мрак, холод и жар, это
порядок времени.
Земля
– это далекое и близкое, неровное и
ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь.
Полководец
– это ум, беспристрастность, гуманность,
мужество, строгость.
Закон
– это воинский строй, командование и
снабжение.
Нет
полководца, который не слыхал бы об этих
пяти явлениях, но побеждает тот, кто
усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не
побеждает».
На
первом месте в ряде явлений, определяющих
благоприятный исход борьбы, Сунь-цзы
ставит наличие Пути. И это не случайно.
Война — не самый подходящий способ для
разрешения внутренних конфликтов в
государстве. Это может сработать в
случае «маленькой победоносной войны»,
не требующей длительного напряжения
сил на пределе возможностей. На такой
сценарий и делал ставку Кремль в своей
авантюре в Украине.
Успехи в Грузии и в Крыму только увеличили аппетит. На создание пусть телевизионного, но такого действенного единства Путина с народом РФ-ии годами работала пропагандистская машина Кремля. Все эти ныряния за амфорами, полёты со стерхами, позирования топлесс на лошадях и с оружием, быдловатый юмор не просто прихоть нарциссической натуры российского вождя. Это попытка (удачная, надо признать) работы с архетипами российского обывателя, которая в конечном итоге должна была сплотить народ вокруг своего лидера. Другое дело, что обилие фальши делает результат этой работы слишком уязвимым. Пока артист на арене удовлетворяет чаяниям сытой публики, все работает отлично, но как только ситуация выйдет из-под контроля настолько , что самому угоревшему в клубах телевизионной лжи зрителю станет очевидно, что артист дилетант, а в буфете больше нет халявной еды и выпивки, голодная толпа сделает то, что она делала всегда. Правда, у кремлевских шулеров на этот случай также есть отработанный веками трюк — парадигма осажденной крепости и железный занавес. Но как именно он сработает в условиях современного информационного мира — неизвестно.
Успехи в Грузии и в Крыму только увеличили аппетит. На создание пусть телевизионного, но такого действенного единства Путина с народом РФ-ии годами работала пропагандистская машина Кремля. Все эти ныряния за амфорами, полёты со стерхами, позирования топлесс на лошадях и с оружием, быдловатый юмор не просто прихоть нарциссической натуры российского вождя. Это попытка (удачная, надо признать) работы с архетипами российского обывателя, которая в конечном итоге должна была сплотить народ вокруг своего лидера. Другое дело, что обилие фальши делает результат этой работы слишком уязвимым. Пока артист на арене удовлетворяет чаяниям сытой публики, все работает отлично, но как только ситуация выйдет из-под контроля настолько , что самому угоревшему в клубах телевизионной лжи зрителю станет очевидно, что артист дилетант, а в буфете больше нет халявной еды и выпивки, голодная толпа сделает то, что она делала всегда. Правда, у кремлевских шулеров на этот случай также есть отработанный веками трюк — парадигма осажденной крепости и железный занавес. Но как именно он сработает в условиях современного информационного мира — неизвестно.
Вдумчивый
читатель здесь может спросить, а что же
Украина, где единства нет никакого - ни
настоящего, ни мнимого? Как сможет она
устоять? Ответа два: во-первых, никто не
в состоянии охватить все возможные
проявления жизни в одном трактате.
Поэтому Сунь-цзы опирается в своих
рассуждениях на проверенные концепты,
поддающиеся почти что математическому
расчету.
В его трактате боевое столкновение только призвано закрепить в реальности предварительные расчёты и выработанную на их основании стратегию. Эти правила должны носить универсальный характер, не зависимо от ментальных особенностей народностей и всего того, что принято называть «человеческим фактором». Это не означает, что этим нужно пренебрегать, просто такая специфика не предмет исследования его трактата, кроме того, любой метод — это «вещь в себе» и ценен в силу своей универсальности.
Поэтому Сунь-цзы и не обращается к феноменологии, связанной с эмоциональной и чувственной стороной человеческой натуры. К тому же, в его время не существовало понятия национального государства, а значит и не было основ для формирования государственного патриотизма. Для крестьян, которые составляли основу войск удельных князей (кит. чжухоу, ван) должны были использоваться другие мотиваторы. О них Сунь-цзы пишет в своём трактате, когда рассуждает о поощрениях и наказаниях, и кратко их можно свести к глобальному принципу «кнута и пряника», который обращается к глубинным человеческим инстинктам - страху и жадности (или одной из её форм - тщеславию, с тех пор как мародёрство стало причисляться к военным преступлениям, см. также Женевскую конвенцию), которые сохраняют свое влияние на человеческое поведение на протяжении всей истории, приобретая в цивилизованных обществах другие формы, менее обременительные для окружающих.
Во-вторых, сила украинцев заключается в их слабости. То , что у нас долгое время не было национального государства делает наше общество более гибкими и мобильным. Добавьте к этому традиции Запорожской Сечи. В этом наша уникальность, с которой мы пока не научились извлекать институциональную выгоду. Майдан и волонтерское движение позволяют надеяться на то, что в конечном итоге мы сможем сформировать своё уникальный набор государственных институтов в рамках которого национальные особенности будут проявляться оптимальным образом. Благо, на сегодняшний день, разнообразие устройств демократических стран дает инструментарий для практически неограниченных вариаций. Причем, я не призываю изобретать велосипед, я призываю собрать и подогнать велосипед под свои конституциональные особенности.
В его трактате боевое столкновение только призвано закрепить в реальности предварительные расчёты и выработанную на их основании стратегию. Эти правила должны носить универсальный характер, не зависимо от ментальных особенностей народностей и всего того, что принято называть «человеческим фактором». Это не означает, что этим нужно пренебрегать, просто такая специфика не предмет исследования его трактата, кроме того, любой метод — это «вещь в себе» и ценен в силу своей универсальности.
Поэтому Сунь-цзы и не обращается к феноменологии, связанной с эмоциональной и чувственной стороной человеческой натуры. К тому же, в его время не существовало понятия национального государства, а значит и не было основ для формирования государственного патриотизма. Для крестьян, которые составляли основу войск удельных князей (кит. чжухоу, ван) должны были использоваться другие мотиваторы. О них Сунь-цзы пишет в своём трактате, когда рассуждает о поощрениях и наказаниях, и кратко их можно свести к глобальному принципу «кнута и пряника», который обращается к глубинным человеческим инстинктам - страху и жадности (или одной из её форм - тщеславию, с тех пор как мародёрство стало причисляться к военным преступлениям, см. также Женевскую конвенцию), которые сохраняют свое влияние на человеческое поведение на протяжении всей истории, приобретая в цивилизованных обществах другие формы, менее обременительные для окружающих.
Во-вторых, сила украинцев заключается в их слабости. То , что у нас долгое время не было национального государства делает наше общество более гибкими и мобильным. Добавьте к этому традиции Запорожской Сечи. В этом наша уникальность, с которой мы пока не научились извлекать институциональную выгоду. Майдан и волонтерское движение позволяют надеяться на то, что в конечном итоге мы сможем сформировать своё уникальный набор государственных институтов в рамках которого национальные особенности будут проявляться оптимальным образом. Благо, на сегодняшний день, разнообразие устройств демократических стран дает инструментарий для практически неограниченных вариаций. Причем, я не призываю изобретать велосипед, я призываю собрать и подогнать велосипед под свои конституциональные особенности.
На
остальных четырёх явлениях для определения
успешной стратегии я более или менее
подробно останавливался в других своих
статьях этой серии, поэтому здесь дам
только краткую их характеристику, чтобы
не терять цельности повествования.
Под
«Небом», как и было сказано, подразумевается
порядок времени в самом широком смысле,
включая связанные с эти порядком погодные
условия. Очевидно, что планировать
боевые действия необходимо учитывать
и время года (всем известно, какую роль
суровая зима и неготовность к её тяготам
сыграла в русской кампании Наполеона
и позже Гитлера(который вообще планировал
всё завершить до наступления холодов,
см. операция «Барбаросса»), и время суток
(тот же Гитлер с его вторжением в СССР
в 4 утра, когда у его противника были
наименьшие шансы быстро организовать
активное сопротивление), а также то, что
в боксе называют «таймингом» - умением
выбрать оптимальный момент для своей
атаки или контратаки, в т.ч. и особенно,
работая на упреждение.
Когда
Сунь-цзы говорит про «Землю» - он имеет
ввиду условия местности. Также очевидно
важный фактор, который трудно переоценить
при планировании боевых операций.
Далее
речь идёт о «Полководце» - перечисляется
необходимый набор качеств для хорошего
полководца, которые позволяют ему
успешно руководить армией: ум,
беспристрастность, гуманность, мужество,
строгость. Вот как комментируют эту
часть Ду Му и Цзянь Линь:
Ду
My:
«В
Пути древних царей превыше всего ценилась
человечность, среди знатоков войны на
первое место ставится мудрость. Мудрость
– это умение господствовать в любой
обстановке и знание постоянства в
переменах. Доверие – это когда наказания
и награды не вызывают сомнений.
Человечность – это любовь к людям и
бережное отношение к другим. Отвага –
это умение воспользоваться обстоятельствами
для того, чтобы одержать решительную
победу. Строгость – это неукоснительное
исполнение приказов и наказаний в
войсках».
Цзя
Линь:
«Полагаться
только на сообразительность – значит
быть разбойником. Отдавать чрезмерную
дань человечности – значит проявлять
слабость. Излишняя доверчивость – это
глупость, безрассудная храбрость – это
неистовство, чрезмерно строгие приказы
– это жестокость. Пять добродетелей
должны находиться в равновесии и
исполнять свое предназначение – тогда
можно стать хорошим полководцем».
Ну
и последняя составляющая классификации
Сунь-Цзы — это Закон: воинский строй,
командование и снабжение, значимость
которой для построения сильного войска
очевидна для всех.
Здесь
я хочу подчеркнуть один момент, об
исключительной значимости которого
говорит и сам Сунь Цзы. Весь набор
переменных, определяющих исход войны,
важен не сам по себе, а в сравнении
противоборствующих сторон. Нет определения
какой-то абсолютной силы, достаточно,
чтобы вы превосходили своего врага, и
в идеале это превосходство должно быть
очевидным для вас до начала сражения
(см. принцип необходимого и достаточного
условия в математике):
«4.
Поэтому войну взвешивают семью расчетами
и таким путем определяют положение.
Кто
из государей обладает Путем? У кого из
полководцев есть таланты? Кто использовал
Небо и Землю? У кого выполняются правила
и приказы? У кого войско сильнее? У кого
офицеры и солдаты лучше обучены?
У
кого правильно награждают и наказывают?»
Свои
комментарии к первой главе я вначале
хотел разбить на две части. Первую вы
читаете сейчас. В заключительной, я
планировал провести сравнительный
анализ потенциалов противоборствующих
в Украине армий, в соответствии с этим
п.4, чтобы понять на чьей стороне, кроме
правды, ещё и холодная сила логики и
исторических законов, которые действуют
почти так же неотвратимо, как и законы
физики. Но вообще-то, вполне очевидно,
что по совокупности анализируемых
факторов мы значительно уступаем своему
противнику. Даже дипломатические успехи,
и то, что в мире после Второй Мировой
войны очень, мягко говоря, неблагожелательно
смотрят на насильственное перекраивание
границ государств, лишь частично
сглаживает ситуацию. На самом деле, то,
что мы still survive это больше похоже на
чудо, так как не поддается объяснению
известными нам на данный момент законами,
кроме метафизического «правда на нашей
стороне».
Та правда, которая порождает беспримерную самоотверженность и также необъяснимо помогла выстоять на Майдане во время попыток силовиков зачистить его в ночь на 11 декабря 2013 г. и 18-20 февраля 2014г.
Та правда, которая порождает беспримерную самоотверженность и также необъяснимо помогла выстоять на Майдане во время попыток силовиков зачистить его в ночь на 11 декабря 2013 г. и 18-20 февраля 2014г.
19-го
февраля 2014 г. они заняли все господствующие
высоты вокруг Майдана, были несоразмерно
лучше вооружены и экипированы, на
подходах к Майдану протестующих ждали
«титушки» вместе с теми же силовиками,
т. е. с военной точки зрения Майдан
был обречён — к тому же, люди там были
измотаны, их было не так много, подкрепление
было незначительным, у многих участвовавших
в боях был посттравматический синдром
(это не голословные утверждения, я там
был весь день 20-го февраля). Но они не
были сломлены. И в конечном итоге именно
ощущение собственной правоты позволяло
протестующим находить опору и желание
продолжать борьбу там, где у противоположной
стороны оставалась только пустота, и с
этой точки зрения именно режим Януковича
и его «защитники» были обречены с того
самого момента, как впервые применили
силу. А вместе с ним обречён и Кремль,
который начал войну в Украине не с Крыма
и Донбасса, а именно с Майдана.
Но
вернёмся к Сунь Цзы.
Пока
«предварительные расчёты», как их
называет Сунь Цзы, не указывают на
положительный исход, то и не следует
вступать в военную конфронтацию, потому
что, как сказал великий китаец:
«9.
Кто – еще до сражения – побеждает
предварительным расчетом, у того шансов
много; кто – еще до сражения – не
побеждает расчетом, у того шансов мало.
У кого шансов много – побеждает; у кого
шансов мало – не побеждает; тем более
же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому
для меня – при виде этого одного – уже
ясны победа и поражение».
Или
более близкий современному читателю
перевод Малявина:
«Тот,
кто еще в своем родовом храме выстраивает
победоносный план действий, расчеты
делает тщательные. А тот, кто до войны
не имеет хорошего плана действий, не
делает тщательных расчетов. Кто
выстраивает тщательные расчеты тот и
побеждает, а тот, у кого расчеты небрежные,
терпит поражение; тем более тот, кто
вообще расчетов не делает.
Поэтому
в зависимости от того, как готовятся к
войне, получается либо победа, либо
поражение».
При
этом важно помнить, что только вашими
усилиями победы достичь сложно. Важно,
чтобы у противника был в чём-то недостаток,
который делает его уязвимым. И ваша
задача использовать этот недостаток в
целях своей победы. Об этом говорится
в главе 4 трактата:
«1.
Сунь-цзы сказал: в древности тот, кто
хорошо сражался, прежде всего делал
себя непобедимым и в таком состоянии
выжидал, когда можно будет победить
противника.
Непобедимость
заключена в себе самом, возможность
победы заключена в противнике.
Поэтому
тот, кто хорошо сражается, может сделать
себя непобедимым, но не может заставить
противника обязательно дать себя
победить. Поэтому и сказано: «Победу
знать можно, сделать же ее нельзя»».
Далее
идут слова, которые я бы вывешивал во
всех кабинетах высшего военного
руководства вместо портретов президента,
несмотря на их кажущуюся простоту:
«6.
Мощь – это умение применять тактику,
сообразуясь с выгодой».
И
вслед за этим Сунь-Цзы выводит принципы,
опираясь на которые можно выстраивать
бесконечные вариации тактических
действий:
«7.
Война – это путь обмана. Поэтому, если
ты и можешь что-нибудь, показывай
противнику, будто не можешь; если ты и
пользуешься чем-нибудь, показывай ему,
будто ты этим не пользуешься; хотя бы
ты и был близко, показывай, будто ты
далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай,
будто ты близко; заманивай его выгодой;
приведи его в расстройство и бери его;
если у него все полно, будь наготове;
если он силен, уклоняйся от него; вызвав
в нем гнев, приведи его в состояние
расстройства; приняв смиренный вид,
вызови в нем самомнение; если его силы
свежи, утоми его; если у него дружны,
разъедини; нападай на него, когда он не
готов; выступай, когда он не ожидает».
Что
делает Сунь-цзы поистине великим, так
это осознание им самим границ своей
доктрины. Он честно предупреждает
читателя, что все бесконечные проявления
реальности не могут быть охвачены
никакой концепцией, которая не способна
охватить всю феноменологию действительности,
да и не претендует на это, как не может
какой-то один инструментарий претендовать
на всеобъемлющую применимость. И делает
это гораздо лаконичней меня:
«8.
Все это обеспечивает вождю победу;
однако наперед преподать ничего нельзя».
Поэтому
каждый, кто ступает на путь войны должен
понимать, для чего он это делает (видеть
выгоду, как сказал бы Сунь Цзы) и на что
он готов ради победы. И тщательно
соизмерить эти два фактора. А иначе
любые расчёты могут пойти прахом, что
мы собственно и наблюдаем на примере
незадачливых кремлёвских авантюристов.
Немає коментарів:
Дописати коментар