Каждый
год в связи с Пасхой многие отмечаются
постами о своём негативном отношении к религии в
целом и к Церкви в частности. Это приобретает одновременно вид некоторой эпидемии, чесоточного зуда и обострения хронического заболевания. Особенно
большой масштаб это явление имело
в прошлом, 2016 году, думаю, и этот год не
сильно отстанет. Сразу скажу, я не
проповедник и не моралист, чтобы делать
какие-либо увещевания на этот счет. Но
презрительная, а часто даже агрессивная
тональность многих, несомненно считающих
себя просвещенными атеистами, вызывает
у меня желание возразить. Даже просто
из чувства противоречия, чтобы уравновесить
положение вещей. Тем более, у меня есть
что сказать на этот счет, учитывая мой
давнишний интерес к мифологии, религии,
восточной философии и работам Карла
Юнга, который достаточно много и глубоко
рассуждал на этот счет, в том числе с
точки зрения практикующего психолога.
Я
из тех людей, кто не может ответить
однозначно на вопрос, верующий ли он
человек. Я верующий, но не совсем в то и
не совсем так, как это преподносят
церковники. Как-то на вопрос о моём
вероисповедании, я ответил: православный
дзен-буддист.
Это был вроде как шуточный ответ, но,
как водится, шутки там была только доля.
Вот
что хочется отметить особенно.
Первое
- атеизм становится всё более агрессивным.
Все эти нарочито-презрительные: "Мой
бог меня рабом не назвал!" , ну, и так
далее в таком роде, без малейшего намёка
на желание разобраться, а в чём ,
собственно, символический смысл выражения
"раб божий" или других религиозных
посланий (хотя, мне кажется, это уже
церковники со временем, и в угоду
политическим целям, перекрутили
изначальное «сын божий». Но, в любом
случае, намек на подчиненное положение
сохраняется, особенно, с учётом ригидности
отношений сын-отец в патриархальных
обществах древности)?
Человек,
сознательно
подчиняющийся
императиву моральных принципов или
совести, всегда будет обладать бОльшей
внутренней свободой (это не очевидно,
но над этим стоит подумать), чем тот, кто
якобы не связан условностями. Тот, кто
добровольно признает главенство Бога,
тем самым освобождается от опасности
стать рабом человека, потому что перед
Богом все люди равны. Зачем человечество
выработало и тысячелетиями стремилось
придерживаться этого кодекса
взаимоотношений рационального и
иррационального в своём восприятии
мира? То, что сейчас некоторые религиозные
обряды воспринимаются как тарабарщина
и формальность не говорит о том, что так
было изначально. На Великих Соборах
умнейшие люди своей эпохи скурпулёзно,
часто в долгих спорах обустраивали, в
том числе, и обрядовую составляющую
религии.
Дальше.
Одна моя Фейсбук-подруга тогда (я имею
ввиду прошлый, 2016 год) задалась обоснованным
и вполне логическим вопросом, который
вкратце можно резюмировать так: "Зачем
было убивать Христа, причём так жестоко
и, пользуясь современным штампом, "с
особым цинизмом"? Не есть ли это просто
банальной трансформацией более древних
и более кровавых культов в угоду немного
смягчившимся нравам?"
К
сожалению, каждый часто видит лишь то,
что хочет видеть. И это проблема. Чтобы
понять символизм распятия, хотя бы в
первом приближении, нужно понимать, что
было до этого. До этого в Ветхом Завете
декларировался принцип "око за око,
зуб за зуб". То есть вендетта и кровная
месть, как это до сих пор практикуется
на Кавказе, например. К чему это приводит
- объяснять не надо. Сейчас бы по ТВ
сказали про "эскалацию насилия".
Собственно, мы года два наблюдаем и
испытываем на себе реализацию этих
принципов. Через жертву Христа людям
было показан другой путь - любви и
прощения, который человечество до сих
пор только пытается осмыслить и принять.
Современная Западная цивилизация
никогда бы не реализовалась без этого
принципа, несмотря на то, что следовала
ему не всегда или иногда очень условно.
И ещё долго человечество будет идти по
этому пути, периодически отходя от него,
но и возвращаясь обратно, пока на время
не установит новое равновесное положение,
где всепрощение и умение/возможность
защитить себя и свою семью смогут
непротиворечиво сосуществовать. Затем
будет какое-то новое противоречие и
новая попытка его решить. И так до конца
времён...
Но
это дело отдалённого будущего. А пока
для всех нас ныне живущих, вся жестокость
и несправедливость по отношению к Христу
именно призвана показать, что если даже
такого масштаба злодеяния могут быть
прощены, то что уж говорить о гораздо
более мелких повседневных обидах. Это,
конечно, только небольшая часть послания
двухтысячелетней давности, которая
раскрывается в первом приближении, но
волне достаточная для ответа на этот
вопрос. Учитесь мыслить символами и
тогда будет проще читать книгу жизни.
Сейчас
же атеисты, т. е. верующие в отсутствие
Бога/богов, почему-то начинаю всё более
агрессивно и навязчиво декларировать
свою единственную ценность. Психологи
знают, что это свидетельствует о
неуверенности в правильности своей
позиции. Ещё сотня лет в этом направлении,
и я не удивлюсь, если начнутся аналоги
Крестовых походов под пятиконечной
звездой (хотя, о чем это я, ведь они уже
были) или какой там символ выберут адепты
"новой" религии.
Маятник
качнулся в другую сторону, но пока эти
новые ощущения не нашли достойного, ни
символического, ни какого-либо другого
воплощения - отсюда и сегодняшняя
"разруха в головах". Глобализм,
антиглобализм, либеральные ценности,
консервативные ценности, православные
коммунисты, ультраправые антифашисты,
геи-нацисты, буряты-русские националисты
... этот местами потешный ряд можно
продолжать до бесконечности. Почва под
ногами будет нащупываться ещё долго и
мучительно, но в результате человечество
что-нибудь придумает. Как говорил бравый
солдат Швейк, чьи слова гениально звучат
в украинском переводе и вполне могут
быть оригинальной украинской поговоркой:
"Якось воно буде, ще ніколи не було
так, щоб ніяк не було ".
И
последнее, собственно то, из-за чего я
сел за написание этого поста. Мой личный
бардак в голове находит выражение в
том, что истинно религиозные чувства у
меня вызывает не фильмы наподобие
"Страстей Христовых" (который,
между прочим, ничего, кроме презрения
и ненависти к людям вызвать, по-моему,
не в состоянии) или какое-то другое кино
на религиозную тематику, а, как ни
странно, "Космическая одиссея 2001
года". Я его почти регулярно смотрю
в Пасхальную ночь на протяжении уже лет
семи-восьми. По-моему, гениальному
Кубрику в этом кино удается нащупать
символический ряд, объединяющий
иррациональную религиозность с
рациональной "научностью". Ищущим
рекомендую.
Всех
с наступающим праздником!
Кадр из фильма Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея".
Немає коментарів:
Дописати коментар