пʼятниця, 4 січня 2019 р.

Пример того как нами манипулируют.



Посмотрел на днях достаточно сильный германский фильм «Жизнь других», о работе известной восточно-германской разведки «Штази». События фильма разворачиваются на протяжении 80-х годов, главным образом в первой их половине, в то время, когда, с одной стороны, в воздухе витало предчувствие близких перемен, а с другой, тогда о них доподлинно никто ничего даже предположить не мог. И то, каким образом жизнь стала меняться буквально через несколько лет, вряд ли даже в научно-фантастическом романе (или социальной утопии или же антиутопии – это кто на каких позициях стоит) кому-то пришло бы  в голову описать.

  Но, как известно, ночь наиболее темна перед рассветом и как раз в это время давление государственной машины и размах работы спецслужб внутри стран т.н. социалистического блока достиг своего апогея. Вспомним, что в это же время, после смерти Брежнева к власти в СССР пришел Андропов и те меры, которые принимались там для укрепления власти партии и вообще «наведения порядка».

 В фильме никаких погонь, головокружительных трюков, все максимально жизненно. И он мне понравился. Даже очень. Но что-то меня настораживает в такого рода фильмах. И сейчас попытаюсь объяснить, что именно.

 Там показана «трагедия» маленького человека, который в определенный момент теряет почву под ногами в виде безусловной веры в правое дело, которым занимается, при том, что окружающие его боятся и презирают одновременно в силу его рода деятельности, т.е. он очень одинок. В ключевой момент он делает выбор в пользу того, чтобы остаться человеком, совершить гуманный поступок, воспользоваться своей принадлежностью к системе, чтобы помочь другому, чьим талантом он восхищается, не быть этой системой раздавленным.  Трагедия взято в кавычки,  потому что в фильме эта трансформация показана обыденно, без заламывания рук, скорее это можно назвать постепенным разрушением иллюзий. Но мы ведь помним, что другой в то время маленький (во всех смыслах) лысоватый человек позже, когда стал большим маленьким человеком, называл как раз события из того ряда «крупнейшей геополитической катастрофой».

  Вроде бы, ничего необычного и ведь это нормально, что можно оставаться человеком почти в любой ситуации и обстоятельствах – эта мысль не нова. В ключевые моменты выбор – это дело очень личное как и ответственность за него. Это с одной стороны. А с другой, мне не нравится, и это самое важное, что я хотел бы здесь сказать, что вот такими фильмами оправдывается как раз работа системы. Да, да системы, уничтожающей не столько людей, сколько человеческое в них, а, что самое отвратительное, оправдывает палачей на службе этой системы. Смотрите , они тоже люди и даже хорошие, более того, получше многих, кто молчал, не говоря о тех, кто стучал и доносил. Не вам их судить! – вот главная мысль подобных фильмов, которая идет вторым слоем, ненавязчиво.

  Ведь этот фильм подсказывает зрителю и такую мысль: мол спецслужбы - это щит и меч государства (правда, почему он в тоталитарных государствах направлен по большей части на своих же граждан, внутрь страны, этот ключевой вопрос не задается) и люди в них работающие лишь честно исполняли свой долг, а этическая сторона этого долга – это ответственность вышестоящих товарищей, которые определяли задачи. В этом фильме как раз в роли такого негодяя выступает министр-развратник. Вот, это все они, скоты на вершине.
Но ведь это чушь и манипуляция.

 Да, в определенный момент, маленький человек в фильме сделал свой этический выбор, но именно соглашательство и последовательная работа таких маленьких людей (ведь он же не за один день сделал карьеру, да и выбирал её сознательно)  и привели к тому, что потребность этого выбора вообще возникла. Там нет раскаяния за предыдущие преступления, есть лишь вера в правое дело и потом, когда вера пошатнулась (весьма в удобный момент, как раз перед крахом системы) спецслужбист вдруг все осознал и сделал выбор в пользу новых веяний. Можно сказать, вовремя оседлал волну, не исключено, благодаря своей профессиональной интуиции и знаниям. Хотя в кино это, конечно, показано в таком ключе, что он просто остался человеком, а вопрос о том, как же он раньше в этой системе работал с таким набором качеств, даже не возникает. Короче говоря, я уверен, что многие, и на это как раз рассчитано достаточно тонко и точно, сделают вывод в пользу того, что, мол, все не так однозначно, это не люди были плохие, это система их заставила и вообще им не за что каяться и даже нечего стыдится.

 Вот что плохо в этом фильме.

   Кстати, основная эта мысль точно в таком же ключе подхвачена и разработана в фильме «Высоцкий.Спасибо, что живой», который вышел на пять лет позже. Там, если помните, тоже весьма обаятельный службист, приставленный к Высоцкому, по случайному, конечно, совпадению, рыжий и лысоватый, наводящий параллели сами понимаете на кого (кто сомневается, что это задумка такая, вспомните, как продюсер этой киноподелки Константин Ёпрст своему хозяину предпремьерный показ устраивал и потом в окружении журналистов преданно заглядывал тому в глаза в поисках одобрения),  тоже оказывается поклонником таланта своего подопечного и прямо таки раз за разом спасает того от жернов безжалостной государственной машины. Ну просто душка.

Так что вы должны понимать, что это не случайность и не мои измышления, а весьма последовательная линия, умело рассчитанная .

Но смотрите, думайте и убеждайтесь или нет сами.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Рекомендована публікація

Практика политического движения. Проект "ДІЙ!"

Около полутора лет тому назад читая статью о панк-движении, я узнал, что ныне набирающая популярность концепция DIY (Do It Yourself – б...