Продолжаю перенос публикаций со своего аккаунта в ЖЖ и заодно ретроспективу тех из них, которые не утратили актуальности по сей день.
Эта статья уже ставшей известной серии была опубликована в мае 2015 года.
Ссылка на первоначальную публикацию:http://touchytough.livejournal.com/6375.html
Применение
войск (продолжение предыдущих публикаций).
В
этой главе Сунь –цзы анализирует два
аспекта стратегии: правила расположения
войск в различных условиях, а также
полезные выводы, которые можно сделать,
наблюдая за противником. Так как в первой
части рекомендации носят слишком
специальный характер, я буду рассматривать
только вторую.
"14.
Если речи противника смиренны, а боевые
приготовления он усиливает, значит, он
выступает. Если его речи горделивы, и
он сам спешит вперед, значит, он отступает.
Если легкие боевые колесницы выезжают
вперед, а войско располагается по
сторонам их, значит, противник строится
в боевой порядок. Если он, не будучи
ослаблен, просит мира, значит, у него
есть тайные замыслы. Если солдаты у него
забегали и выстраивают колесницы,
значит, пришло время. Если он то наступает,
то отступает, значит, он заманивает.
Если солдаты стоят, опираясь на оружие,
значит, они голодны. Если они, черпая
воду, сначала пьют, значит, они страдают
от жажды. Если противник видит выгоду
для себя, но не выступает, значит, он
устал".
Если
внимательно и вдумчиво прочесть этот
перечень и сопоставить с действиями
Кремля в Украине и сопровождающей их
риторикой, то совпадение будет
поразительным.
Первое
предложение п.14 хорошо характеризует
актуальную военную обстановку.
Провокационная риторика наших северных
"братьев" пошла на убыль, в то время
как поставки вооружения на восток
Украины не прекращаются. С появлением
достаточно плотной "зелёнки"
вероятность нового удара со стороны
врага возрастает многократно, о чём
говорят многие эксперты. Поэтому всем
нам, и в первую очередь политикам и
руководству страны, следует проявить
ответственность и не расслабляться,
ввергаясь в привычные распри и выяснение
отношений, а целенаправленно готовиться
к такому сценарию.
Справедливость
мысли Сунь-цзы о том, что "Если он
[противник], не будучи ослаблен, просит
мира, значит, у него есть тайные замыслы"
подтверждалась неоднократно, в том
числе и во время этой войны за независимость,
которую ведёт Украина. Правда, мы в
очередной раз пытаемся быть уникальными
без необходимости, потому как умудряемся
вести АТО за независимость, чего ранее,
насколько я знаю, не практиковал никто.
Особо
я хотел бы обратить внимание читателя
на предложение :
"Если
он то наступает, то отступает, значит,
он заманивает".
Так
как фактор неожиданности главного
удара в наступательных операциях трудно
переоценить, нужно быть готовыми к тому,
что противник будет "прощупывать "
и "выдёргивать" наши силы по
нескольким направлениям, для того, чтобы
расшатать, выявить слабые места и по
возможности максимально растянуть нашу
оборону. Далёкая от совершенства
координация наших сил АТО существенно
облегчает эту задачу. Также, для него
важно отвлечь внимание от основного
удара. Здесь важно помнить, что направление
такого удара выбирается, как правило,
с таким расчётом, чтобы под угрозой
находилось сразу несколько объектов,
что позволяет растянуть оборону
противника, не давая тому сосредоточиться
на обороне одного. А в случае успешных
атакующих действий, крайне важным
являются два фактора: для задачи-максимум
- возможность развития наступления по
нескольким направлениям, для задачи-минимум
- высокая вероятность удержания
захваченных позиций. Всё это необходимо
учитывать, готовясь к оборонительным
действиям.
"15.
Если птицы собираются стаями, значит,
там никого нет. Если у противника ночью
перекликаются, значит, там боятся. Если
войско дезорганизовано, значит, полководец
не авторитетен. Если знамена переходят
с места на место, значит, у него беспорядок.
Если его командиры бранятся, значит,
солдаты устали. Если коней кормят пшеном,
а сами едят мясо; если кувшины для вина
не развешивают на деревьях и не идут
обратно в лагерь, значит, они – доведенные
до крайности разбойники".
Справедливость
третьего предложения, уверен, не вызовет
сомнений у читателя, знакомого с
положением дел в Украине. Авторитет
основывается либо на страхе, либо на
доверии; ни того, ни другого руководство
нашей страны и Генштаб пока не внушают.
Конечно, истинной ценностью обладает
только авторитет, покоящийся на доверии,
но заслужить его непросто и для этого
требуется время.
Далее
Сунь-цзы даёт советы, которые, по-моему,
в комментариях не нуждаются:
"16.
Если полководец разговаривает с солдатами
ласково и учтиво, значит, он потерял
свое войско. Если он без счету раздает
награды, значит, войско в трудном
положении. Если он бессчетно прибегает
к наказанию, значит, войско в тяжелом
положении. Если он сначала жесток, а
потом боится своего войска, это означает
верх непонимания военного искусства.
17.
Если противник является, предлагает
заложников и просит прощения, значит,
он хочет передышки. Если его войско,
пылая гневом, выходит навстречу, но в
течение долгого времени не вступает в
бой и не отходит, непременно внимательно
следи за ним".
А
вот п.18 требует пояснений:
"18.
Дело не в том, чтобы все более и более
увеличивать число солдат. Нельзя идти
вперед с одной только воинской силой.
Достаточно иметь ее столько, сколько
нужно для того, чтобы справиться с
противником путем сосредоточения своих
сил и правильной оценки противника. Кто
не будет рассуждать, и будет относиться
к противнику пренебрежительно, тот
непременно станет его пленником".
Первые
три предложения характеризуют действия
Кремля в Украине. Опасаясь масштабной
изоляции, руководство России не
наваливается всей "военной мощью"
на Украину, а пытается решать свои
вопросы постепенно, за счет локальных
успехов и варьируя градус агрессии.
Проблема нашего руководства, что оно
ведомо, его действия рефлекторны, и пока
все мы не предпримем успешную попытку
по перехвату инициативы, мы будем
вынуждены поступаться территорией в
обмен на призрачную надежду избежать
полномасштабной войны. А западные
партнеры, этой войны боящиеся, будут
убеждать нас, что это всё благо для
Украины.
Очевидно,
в условиях недостатка ресурсов мы
обречены действовать от обороны, но эта
оборона, чтобы быть успешной, должна
быть активной, несущей в себе угрозу, а
не воплощать политику затыкания дырок
и короткого одеяла.
По
поводу опасности пренебрежительного
отношения к противнику можно вспомнить
горький опыт Иловайска и ДАП. В первом
случае пытались наскоком взять город
без должных подготовительных мероприятий,
а во втором так настойчиво лепили образ
аналога Брестской крепости и глупых
"сепаров", мрущих сотнями под
стенами этой крепости, что потом сдача
аэропорта таким идиотам выглядела
несколько нелепо, даже несмотря на
попытку подсластить пилюлю ссылкой на
коварство врага, подорвавшего терминал.
В
заключительных пунктах Сунь-цзы разбирает
психологические нюансы применения
поощрений и наказаний:
"19.
Если солдаты еще не расположены к тебе,
а ты станешь их наказывать, они не будут
тебе подчиняться; а если они не станут
подчиняться, ими трудно будет пользоваться.
Если солдаты уже расположены к тебе, а
наказания производиться не будут, ими
совсем нельзя будет пользоваться.
20.
Поэтому, приказывая им, действуй при
помощи гражданского начала; заставляя,
чтобы они повиновались тебе все, как
один, действуй при помощи воинского
начала".
Почему,
приказывая, нужно действовать при помощи
гражданского начала? Это означает, что
приказы будут исполняться должным
образом, если существует доверие между
командирами и их починенными, а также
не нарушаются принципы справедливости,
ни в награждениях, ни в наказаниях, т.е.
выполняются условия, более характерные
для гражданской жизни.
В
то же время, в условиях войны неприемлемо,
чтобы приказы командиров оспаривались
их подчинёнными, а значит, их исполнение
задерживалось, что допустимо в мирной
жизни. В таких случаях наказание должно
быть незамедлительным и строгим, что
свойственно воинскому началу.
"21.
Когда законы вообще исполняются, в этом
случае, если преподаешь что-нибудь
народу, народ тебе повинуется. Когда
законы вообще не выполняются, в этом
случае, если преподаешь что-либо народу,
народ тебе не повинуется. Когда законы
вообще принимаются с доверием и ясны,
значит, ты и масса взаимно обрели друг
друга".
Здесь
всё очевидно. Когда законы обязательны
к исполнению для всех, идея равенства
перед законом не пустой звук, а присутствует
в повседневности, то это формирует
своеобразный "иммунитет" общества,
как к внутренним, так и к внешним угрозам.
Если при этом своды законов не загораживают
собой, всецело подменяя его, понятие
справедливости, то такое общество будет
и гармоничным.
Немає коментарів:
Дописати коментар