субота, 25 лютого 2017 р.

Китайская военная стратегия и военные действия в Украине. Часть IX. Формы местности.

Продолжаю перенос публикаций со своего аккаунта в ЖЖ и заодно ретроспективу тех из них, которые не утратили актуальности по сей день.

Эта статья уже ставшей известной серии была опубликована в начале июня 2015 года. 

Ссылка на первоначальную публикацию: 

http://touchytough.livejournal.com/#entry-touchytough-6527

                                                     Формы местности. 

В первой части десятой главы Сунь-цзы анализирует, какие стратегия и тактические действия оптимальны для определенных видов местности.
«1. Сунь-цзы сказал: местность по форме бывает открытая, бывает наклонная, бывает пересеченная, бывает долинная, бывает гористая, бывает отдаленная.
2. Когда и я могу идти, и он может прийти, такая местность называется открытой. В открытой местности прежде всего расположись на возвышении, на ее солнечной стороне, и обеспечь себе пути подвоза провианта. Если при таких условиях поведешь бой, будешь иметь выгоду.
3. Когда идти легко, а возвращаться трудно, такая местность называется наклонной. В наклонной местности, если противник не готов к бою, выступив, победишь его; если же противник готов к бою, выступив, не победишь его. Обращаться же назад будет трудно: выгоды не будет.
4. Когда и мне выступать невыгодно и ему выступать невыгодно, такая местность называется пересеченной. В пересеченной местности не выступай, даже если бы противник и предоставил тебе выгоду. Отведи войска и уйди; заставь противника продвинуться сюда наполовину; и если тогда ударишь на него, это будет для тебя выгодно.
5. В долинной местности, если ты первым расположишься на ней, обязательно займи ее всю и так жди противника; если же он первым расположится на ней и займет ее, не следуй за ним. Следуй за ним, если он не займет ее всю.
6. В гористой местности, если ты первым расположился в ней, обязательно располагайся на высоте, на солнечной стороне ее, и так жди противника; если же противник первым расположится в ней, отведи войска и уйди оттуда; не следуй за ним.
7. В отдаленной местности, если силы равны, трудно вызывать противника на бой, а если и начнешь бой, выгоды не будет.
Эти шесть пунктов составляют учение о местности. Высшая обязанность полководца состоит в том, что ему это нужно понять».


Но, как обычно, в своих рассуждениях он выходит за рамки очевидного, и во второй части говорит о возможных ошибках полководца, которые чреваты поражением:
«8. Поэтому бывает, что войско поспешно отступает, что оно становится распущенным, что оно попадает в руки противника, что оно разваливается, что оно приходит в беспорядок, что оно обращается в бегство. Эти шесть бедствий – не от природы, а от ошибок полководца».

Тем самым великий китаец подчеркивает тот момент, что не условия местности определяют в конечном итоге победу, гораздо более важным и определяющим есть «человеческий фактор», и в первую очередь этот аспект касается командования армией:
«10. Условия местности – только помощь для войска. Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу, учесть характер местности и расстояние. Кто ведет бой, зная это, тот непременно побеждает; кто ведет бой, не знал этого, тот непременно терпит поражение».
Поэтому гораздо более информативной является вторая часть главы, в которой Сунь-цзы рассуждает о маркерах, которые характеризуют слабые стороны войска и в первую очередь его командования. Замечая эти маркеры, вы получаете в своё распоряжение возможность использовать слабые места противника и победить.
«9. Когда при наличии одинаковых условий нападают с одним на десятерых это значит, что войско поспешно отступит. Когда солдаты сильны, а командиры слабы, это значит, что в войске распущенность. Когда командиры сильны, а солдаты слабы, это значит, что войско попадет в руки противника. Когда высшие командиры, в гневе на своего начальника не подчиняются ему и, встречаясь с противником, по злобе на своего начальника, самовольно завязывают бой, это объясняется тем, что полководец не знает их способностей. Это значит, что в войске развал. Когда полководец слаб и не строг, когда обучение солдат отличается неопределенностью, когда у командиров и солдат нет ничего постоянного, когда при построении в боевой порядок все идет вкривь и вкось, это значит, что в войске беспорядок. Когда полководец не умеет оценить противника, когда он, будучи слаб, нападает на сильного, когда у него в войске нет отборных частей, это значит, что войско обратится в бегство».
Я неоднократно в предыдущих статьях серии обращал внимание читателя на то , как советы и наблюдения великого китайца могут находить применение в современных условиях или характеризуют сегодняшнюю обстановку. Потому как цель моих статей гораздо в большей степени прикладная, чем просто познавательная.
И разве второе предложение п.9 не в точности характеризует нашу армию, а именно в период до осени прошлого года, когда координация между различными подразделениями была неудовлетворительной, а доверие к командованию варьировалось около нулевой отметки? С приходом Степана Полторака ситуация постепенно улучшается, и это очевидно, как бы кто к нему не относился.
Далее Сунь-цзы обращает внимание на фактор исключительной важности. А именно свободу полководца в принятии оперативных решений от высшего руководства страны. Мэй Яочэнь более конкретен в своём высказывании на этот счёт:
«Когда полководец возглавляет войско, он имеет право не исполнять повелений государя».
Почему это так важно, уверен, подробно объяснять не нужно. Полководцу крайне необходима свобода не только в принятии оперативных решений, но и в планировании масштабных операций и, более того, всей военной кампании. Это позволяет соблюсти целостный подход к комплексной задаче исключительной сложности, которой является война, а значит, даёт возможность сохранять единство ближних и дальних целей, не размениваясь на рефлекторные реакции по поводу любого изменения тактической обстановки. (Конечно же, одновременно крайне важной остаётся координация между политическими и военными мерами, а з ) Это не означает абсолютное отсутствия контроля над военачальником со стороны политического руководства, в любом случае, полководец остаётся лишь инструментом в его руках, но инструментом, имеющим право на автономность в рамках его полномочий, которые ограничиваются театром военных действий. Всё вышесказанное вписывается ранее высказанный Сунь-цзы тезис о взаимодополняемости (единство и борьба противоположностей) гражданского и военного начала в условиях ведения войны. С приоритетом первого в государственных делах (внутренней и внешней политике) и последнего на полях сражений. Как говорится , Кесарю кесарево. Соблюсти этот баланс настолько же сложно, насколько и важно.
«11. Поэтому, если согласно науке о войне выходит, что непременно победишь, непременно сражайся хотя бы государь и говорил тебе: «не сражайся». Если согласно науке о войне выходит, что не победишь, не сражайся, хотя бы государь и говорил тебе: «непременно сражайся»».

Но всё же, такая свобода полководца чревата большой опасностью, в первую очередь внутреннего военного переворота и узурпации власти, что находит своё подтверждение во множестве военных переворотов за длинную историю человечества, да и в том же 20-м веке, начиная от черных полковников и заканчивая Каддафи. И тут не последнее место занимают личностные характеристики полководца, которые, слава богу, сегодня дополняются системой политических сдержек и противовесов, которые значительно усложняют такой сценарий, при этом не исключая его совершенно. Поэтому человеческий фактор и система политической культуры не менее важны, чем 2.5 тыс. лет тому назад:

«12. Поэтому такой полководец, который, выступая, не ищет славы, а, отступая, не уклоняется от наказания, который думает только о благе народа и о пользе государя, такой полководец – сокровище для государства».

Далее китайский полководец анализирует психологию отношений командира и подчинённых ему солдат. Здесь всё вписывается в уже описанную ранее баланс поощрений и наказаний, который основан и держится на справедливости. А так как справедливость у каждого своя , то она в свою очередь опирается на авторитет, основанный на доверии. Я рассуждал на эту тему в предыдущей статье этой серии. Всё это в общем напоминает отношение любящего, но справедливого родителя к своим детям:

«13. Если будешь смотреть на солдат как на детей, сможешь отправиться с ними в самое глубокое ущелье; если будешь смотреть на солдат как на любимых сыновей, сможешь идти с ними хоть на смерть. Но если будешь добр к ним, но не сможешь ими распоряжаться; если будешь любить их, но не сумеешь им приказывать; если у них возникнут беспорядки, а ты не сумеешь установить порядок, это значит, что они у тебя – непослушные дети, и пользоваться ими будет невозможно».


Здесь уместно будет вспомнить известное высказывание ещё одного древнекитайского военного теоретика Вэй Ляо-цзы:

«Когда солдаты боятся своего полководца больше, чем противника, они побеждают; когда солдаты боятся противника больше, чем своего полководца, они терпят поражение».

Я думаю, в условиях отечественной войны, или войны за независимость, для добровольцев, защищающих свою Родину, более правильным будет выражение, что побеждают, потому что «доверяют своему полководцу больше, чем боятся противника» и «любят свою Родину больше, чем боятся смерти».

«15. Поэтому тот, кто знает войну, двинувшись – не ошибется, поднявшись – не попадет в беду.
16. Поэтому и сказано: если знаешь его и знаешь себя, победа недалека; если знаешь при этом еще Небо и знаешь Землю, победа обеспечена полностью».

В сущности, п.16 — это концентрация всей доктрины Сунь-цзы в одном предложении. Тщательный предварительный расчёт, основанный в первую очередь на сравнительной оценке возможностей (это крайне важно, чтобы армия была боеспособной не сама по себе, а она должна быть потенциально сильнее армии именно актуального противника) своей армии (знать себя) и армии противника (знать его) — это краеугольный камень победы. Правильный учёт и умение использовать фактор времени, т. е. климатических условий, связанных с временами года, времени суток, вообще удобного момента (знать Небо) и фактор местности, т. е. особенностей ландшафта, расстояния до противника (знать Землю) делает победу практически неотвратимой. Всё это хорошо подытожил Ли Цюань:

«Если полководец в равной мере знает эти три вещи — всё, что касается людей, всё, что связано с временем, всё, что связано с местностью, - он будет сто раз сражаться и сто раз победит».

Хочу обратить внимание, что знание людей всё же стоит на первом месте и кроме численного превосходства и обученности первоочерёдным условием победы был и остаётся моральный дух солдат. И в этом отношении сражающиеся за свою Рдину, землю, защищающие свои семьи всегда будут иметь некоторое преимущество перед захватчиками. Именно поэтому самым злостным нашим врагом в этом противостоянии можем быть только мы сами, наши страхи, наше разочарование, наше неверие в победу.
А точного расчёта, с одной стороны и веры в победу, с другой, и начинать не стоит, потому как Сунь-цзы ещё в самом начале своего трактата предупреждает любителей «маленьких победоносных войн» и захватов чужих земель:

«Война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять».







Немає коментарів:

Дописати коментар

Рекомендована публікація

Практика политического движения. Проект "ДІЙ!"

Около полутора лет тому назад читая статью о панк-движении, я узнал, что ныне набирающая популярность концепция DIY (Do It Yourself – б...