На смерть
диктатора.
Меня давно
занимает одна парадоксальная, на мой
взгляд, дихотомия, связанная с диктаторами.
Условно их можно разделить на два класса.
Первый -
идейные, кто стремится к абсолютной
власти для реализации какой-либо идеи
— будь-то всеобщее благо или расовое
превосходство. Здесь даже не важно,
искренне ли они верят в неё или используют
для прикрытия своего необузданного
стремления повелевать.
Второй —
назовём их материальные - те, для кого
власть лишь средство реализации их
страсти к накопительству. Спектр их
интересов может быть как угодно широк:
деньги, золото, недвижимость, женщины,
предметы искусства и т. д.
Я не буду
здесь вдаваться в оценку психологической
подоплёки для такого различия. Сейчас
меня интересует результат. А он, по-моему,
парадоксален. Ведь логично было бы
предположить, что правление идейных
должно дарить больше блага соотечественникам
и вообще, что оно более благородного
свойства. Но на деле почему-то оказывается,
что оно, как правило, гораздо более
кровавое и сопряжено со всякими зверствами
и террором. Диктаторы - «голубые воришки»
обкрадывают население, но по крайней
мере не пытаются залезть людям в голову,
чтобы заставить тех вести себя наперекор
своей природе. Они не лезут в семьи и
воспитание детей. А самые умные из них,
воруя сами, умудряются сделать и жизнь
своих подопечных лучше, особенно это
заметно на контрасте, в тех случаях,
когда их диктатура приходит на смену
«идейной».
Парадокс и заключается в том, что диктатура
«военного френча» гораздо более
невыносима и отвратительна, чем диктатура
«золотого унитаза», несмотря на
исторический ореол некоего благородства,
которым историки то и дело стремятся
окутать первую.
Это как выбор между очень плохим и худшим.
Немає коментарів:
Дописати коментар