Смотрел с младшим
по National Geographic передачу про крокодилов.
Там рассказали занимательный факт, что
во время миграции антилоп гну через
реку Мара крокодил может съесть столько
мяса, что это позволит ему продержаться
без еды до двух лет.
С другой стороны мы знаем, что пищеварительный процесс у жвачных постоянен. И вообще, растительноядные настолько значительных перерывов в пище, как хищники, позволить себе не могут. Калорийность мяса и травы отличается значительно.
Т.е. травоядные по сути едят, чтобы жить и живут, чтобы есть. У хищников гораздо больше времени на "социальную жизнь", в их жизни, воспитании, отношении полов больше присутствует игровой момент. А объединения лучше структурированы: сравните стаю волков и стадо копытных.
Отсюда получается такая логическая цепочка.
Человек физически не хищник: ни больших когтей, ни мощных челюстей, ни соответствующего строения зубов. Скорее всего, он изначально был всеядным, как, к примеру, современные шимпанзе. Но в их рационе мясо не занимает значительного места, вообще животного происхождения пища составляет не более 5%. То же самое, вероятно, можно сказать и про наших отдаленных предков. Но как только человек научился пользоваться орудиями (что позволило ему охотиться, т.е. сделало его -- нет, не настоящим хищником, но его подобием -- псевдохищником или эрзац-хищником), и "приручил" огонь (что позволило ему готовить мясо и круто повысить эффективность его усвоения, значительно сократив энергетические затраты на этот процесс. Особенно это важно с учетом того, что пищеварительная система человека не настолько хорошо "заточена" на усвоение мяса, как у хищников).
Все это в комплексе, с одной стороны, сократило затраты энергии на добычу пищи, а с другой, повысило эффективность её усвоения. Т.е. освободило человеку время для развития социальных отношений, позволило их усложнить.
Далее, так как изначально, филогенетически у человека инстинкты хищника развиты не были, охота для него была делом новым. Отягощалось это тем, что человек не стоял на вершине пищевой цепочки и сам был объектом охоты.
Поэтому для человека охота стала сложным родом деятельности, которая требовала от него полного напряжения всех имеющихся в его распоряжении ресурсов, и стала стимулом для развития интеллекта. Того его аспекта, который в дальнейшем получил у древних греков название τέχνη ("тЕхни") -- мастерство, умение.
Чтобы развить это умение и научиться действовать скоординировано в группе, люди "вышли" на абсолютно гениальный способ, который, наверное и стал определяющим во всей нашей дальнейшей судьбе. Они перед настоящей охотой убивали зверя понарошку, т.е. проводили ритуал, который должен был обеспечить успех будущей охоты. И это, как вы понимаете, работало, хотя сегодня мы можем привести совершенно прозаические причины почему. А ритуал -- это начало и религии, и искусства, и всей упорядоченной социально-культурной деятельности. Ритуал дал старт человеческой истории. Ритуал – это связь воображаемого и реального, переход воображаемого в реальное и наоборот, т. е., по сути, это воплощение того, что мы сегодня называем словом «виртуальный». Не лишено смысла, что слова «виртуальный» и «ритуальный» созвучны, хотя этимология их разная.
Развитием ритуала стала и наскальная живопись. Только, вместо символических упорядоченных совместных действий, направленных на достижение общей цели (поражение зверя) и позже развившихся в танец, люди стали изображать желаемое в виде рисунка на камне. Также, человек понял, что может запечатлеть уже произошедшие события, чтобы сохранить их в памяти, донести какую-то свою мысль или даже эмоцию соплеменнику или оставить послание для кого-то, ему неизвестного.
Т.е. это был следующий шаг на пути виртуализации, шаг, который стал источником абстрактного мышления как такового, и в частности началом письменности, живописи, умения планировать, вообще науки и даже политики и военного дела. Не случайно война и наука идут рука об руку на протяжении всей известной истории человечества. Но это отдельная история.
С другой стороны мы знаем, что пищеварительный процесс у жвачных постоянен. И вообще, растительноядные настолько значительных перерывов в пище, как хищники, позволить себе не могут. Калорийность мяса и травы отличается значительно.
Т.е. травоядные по сути едят, чтобы жить и живут, чтобы есть. У хищников гораздо больше времени на "социальную жизнь", в их жизни, воспитании, отношении полов больше присутствует игровой момент. А объединения лучше структурированы: сравните стаю волков и стадо копытных.
Отсюда получается такая логическая цепочка.
Человек физически не хищник: ни больших когтей, ни мощных челюстей, ни соответствующего строения зубов. Скорее всего, он изначально был всеядным, как, к примеру, современные шимпанзе. Но в их рационе мясо не занимает значительного места, вообще животного происхождения пища составляет не более 5%. То же самое, вероятно, можно сказать и про наших отдаленных предков. Но как только человек научился пользоваться орудиями (что позволило ему охотиться, т.е. сделало его -- нет, не настоящим хищником, но его подобием -- псевдохищником или эрзац-хищником), и "приручил" огонь (что позволило ему готовить мясо и круто повысить эффективность его усвоения, значительно сократив энергетические затраты на этот процесс. Особенно это важно с учетом того, что пищеварительная система человека не настолько хорошо "заточена" на усвоение мяса, как у хищников).
Все это в комплексе, с одной стороны, сократило затраты энергии на добычу пищи, а с другой, повысило эффективность её усвоения. Т.е. освободило человеку время для развития социальных отношений, позволило их усложнить.
Далее, так как изначально, филогенетически у человека инстинкты хищника развиты не были, охота для него была делом новым. Отягощалось это тем, что человек не стоял на вершине пищевой цепочки и сам был объектом охоты.
Поэтому для человека охота стала сложным родом деятельности, которая требовала от него полного напряжения всех имеющихся в его распоряжении ресурсов, и стала стимулом для развития интеллекта. Того его аспекта, который в дальнейшем получил у древних греков название τέχνη ("тЕхни") -- мастерство, умение.
Чтобы развить это умение и научиться действовать скоординировано в группе, люди "вышли" на абсолютно гениальный способ, который, наверное и стал определяющим во всей нашей дальнейшей судьбе. Они перед настоящей охотой убивали зверя понарошку, т.е. проводили ритуал, который должен был обеспечить успех будущей охоты. И это, как вы понимаете, работало, хотя сегодня мы можем привести совершенно прозаические причины почему. А ритуал -- это начало и религии, и искусства, и всей упорядоченной социально-культурной деятельности. Ритуал дал старт человеческой истории. Ритуал – это связь воображаемого и реального, переход воображаемого в реальное и наоборот, т. е., по сути, это воплощение того, что мы сегодня называем словом «виртуальный». Не лишено смысла, что слова «виртуальный» и «ритуальный» созвучны, хотя этимология их разная.
Развитием ритуала стала и наскальная живопись. Только, вместо символических упорядоченных совместных действий, направленных на достижение общей цели (поражение зверя) и позже развившихся в танец, люди стали изображать желаемое в виде рисунка на камне. Также, человек понял, что может запечатлеть уже произошедшие события, чтобы сохранить их в памяти, донести какую-то свою мысль или даже эмоцию соплеменнику или оставить послание для кого-то, ему неизвестного.
Т.е. это был следующий шаг на пути виртуализации, шаг, который стал источником абстрактного мышления как такового, и в частности началом письменности, живописи, умения планировать, вообще науки и даже политики и военного дела. Не случайно война и наука идут рука об руку на протяжении всей известной истории человечества. Но это отдельная история.
Немає коментарів:
Дописати коментар